Стеллажи, телефон (495) 642 02 91
Проектирование, продажа, монтаж лестниц и стеллажей. Стеллажи из различных материалов, простой конструкции и функционального дизайна, обеспечивающее безопасность хранения и удобство доступа.

xskb.ru

Греческие лестницы

Рядом с селом Эльтюбю (Верхний Чегем), по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут. В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.

Кабардино-Балкария4.9 (98.57%) 14 votes

После полётов и обеда настал черёд «культурной программы» — отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в «Город мёртвых». Выше по […]

Бабугентский склеп-кешене Урусбиевых Расположение: Черекское ущелье, окраина села Бабугент, в районе здания интерната, на левобережье Черека. Принадлежность и история: Безенгийское общество. Склеп принадлежит […]

Протяженность маршрута — 108 км. Нальчик — Чегем (11 км) — Лечинкай (24 км) — Нижний Чегем (41 км) — Хуштосырт (50 […]

xn--07-9kc9a5a.xn--p1ai

Греческая лестница

?

Виктор Котляров (viktorkotl) wrote, 2013-10-25 12:57:00 Виктор Котляров viktorkotl 2013-10-25 12:57:00 У селения Верхний Чегем расположена так называемая Греческая лестница, вырубленная в Средние века и вьющаяся по отвесной скале на высоту чуть не в двести метров! Сколько приходилось слышать о ней, как мечталось взобраться к узкой террасе, где из скалы бьет струя воды, где имеется пещера, в которой, согласно легенде, византийцы хранили добытое в горах золото…Действительность несколько образумила – сегодня по лестнице, называемой балкарцами « Битикле» , можно подняться всего на несколько ступенек – и то по стене, служащей ее основанием и сложенной из мелких камней на известковом растворе. Длина этой стены около 14 метров, а высота колеблется от одного до двух с половиной метров. Дальше ступени мало напоминают таковые, и подъем под силу лишь опытнейшему альпинисту, умеющему пользоваться веревкой и крюками. Тем более что время и непогода не пощадили столь необычное строение.«Собственно  Битикле, писал в 1961 году молодой исследователь Г. В. Пионтек, представляет  собой  прилепившийся  к  отвесной  скале  наклонный  ход – пандус  приблизительно  метровой  ширины, где  ещё  местами  сохранились  ступени, переходящий  в  интересную систему каменных маршей частично с забежными  ступенями. Марши  соединяют остатки  двух  боевых  башен. Нижняя, полукруглая  в  плане, имеет  диаметр 280 см. От  неё  сохранилась  нижняя  часть каменной  кладки  в  14 –16 слоёв  общей  высотой  около  трёх  метров. От верхней  дошли  до  нас только  крупные  камни основания  и следы  кладки.

Далее вверх ведёт крутой  марш с остатками  каменного  барьера-ограждения. От  него берёт  начало горизонтальный  ход, расположенный  на  узком (минимальная  ширина 1 м) уступе отвесной  стены  скалы. Среди  местных  жителей  бытует  поверье, что  там  на  естественном  карнизе  имеются  могилы. Очевидно, за могилы принимаются, в силу внешнего сходства, сохранившиеся фрагменты  сооружений, по мнению автора, оборонительных. Когда-то  горизонтальный  ход  был  благоустроен  и  соединял  воедино  всю систему, завершавшуюся  глубокой  пещерой.

Многочисленные  повороты  делали  горизонтальный  ход  практически  неприступным. К тому  же, чтобы попасть на него, нужно  было проникнуть через 2  башни, систему  маршей и наклонный  ход  в  начале Битикле.

Во  время обследования и обмеров  Битикле  у  его подножия  автором  были  обнаружены остатки  ещё  двух  крепостных  сооружений. Одно  из  них, от  которого  сохранилось  основание  их  камней  среднего размера (до 120Í80Í60 см), будучи полуокруглым в плане, примыкало к началу  наклонного хода и служило бастионом, прикрывавшим вход на Битикле. Другие камни  циклопической  кладки (размером  до  350Í230Í70 см) служили  основанием  прямоугольной  в  плане башни, ещё  более усиливавшей  неприступность  Битикле.

На самом верху скалы, в тылу у всего сооружения  находится основание  ещё одной  башни (диаметр  540  см), господствовавшей  над  всем  ущельем. Она  была  связана  с  верхними  боевыми  башнями  системой  наклонных  ходов и лестниц, следы которых хорошо прослеживаются в остатках  вырубленных  ходов.Вся система тщательно продумана, и даже если бы пало одно из укреплений внизу, взять  лестницу  было бы невозможно. В случае же блокады защитники могли продержаться  длительное  время. Имеющиеся  выходы  водоносного  слоя  в  избытке  снабжали  осаждённых  водой. Пещера, башни, природные  навесы и  широкие площадки (до  8  метров  шириной) позволяли  делать  большие  запасы  провизии».А вот какими впечатлениями о лестнице поделился корреспондент журнала «Вокруг света» И. Цибульский. приехавший в Кабардино-Балкарию в 1976 году в поисках белого тура. Сопровождал журналиста известный фотограф Евгений Монин (в цитируемом ниже тексте Женя) – большой любитель гор (на его могиле установлен кусок скалы с пронзительной надписью: «Горы, я любил вас!»), с которым один из авторов этих строк «познакомился» чуть ли не в первые дни своего рождения – Евгений Тимофеевич был его крестным отцом.А в Джилги с ними пошли местные жители – восемнадцатилетний парень Тахир Татчаев и Малик, инструктор с турбазы «Башиль»:– Вот Греческая лестница, смотрите, – сказал Малик. Мне не сразу удалось рассмотреть это сооружение, прекрасно замаскированное временем под цвет древнего гранита, и только кое-где проглядывающая кладка из плоских камней выдавала работу человеческих рук. Пожалуй, это сооружение больше всего напоминало пожарную лестницу. – Она ведет к карнизу, — объяснил Малик, – а карниз идет вдоль всей скалы. – Сходим? — спросил я беспечно. – Вдруг повезет, увидим туров... – Можно, – спокойно согласился Тахир. Я перехватил какой-то странный взгляд Малика. Наверное, Женя тоже почувствовал неладное. «Ты там поосторожнее!» – крикнул он. Идти по древней «пожарной» лестнице было удобно, да и поднималась она метров на двадцать, не больше. Тут начинался карниз. Был он шириной около метра, и словно бы вырубленный в скале. Я шагал по этой полочке вслед за Тахиром и слышал постоянный свистящий шорох. Моя куртка терлась о камень. «Не жмись к стене!» – приказывал я себе, но ничего не мог с собой поделать... В некоторых местах карниз сужался настолько, что ботинок не умещался на нем. Здесь я прижимался к стене не плечом, а грудью, остро чувствуя ее отталкивающую твердость. Внизу, в подвальном полумраке, извивалась серебряная от пены лента Джилги. Здесь, наверху, было светлее, может быть, оттого, что тучи были совсем рядом. Противоположная стена ущелья казалась очень близкой, а вот вниз стены словно бы расходились – странное нарушение перспективы. До дна ущелья было не меньше ста метров. Я шел за Тахиром, не отрывая глаз от его танцующих ног, всем телом чувствуя страшную пустоту справа, от нее точно холодом веяло. Помимо воли, краем глаза я улавливал медленное движение противоположной стены ущелья, потом мне стало чудиться, что движение это становится быстрее, точно с шага мы перешли на бег. Понял – начинает кружиться голова. Неожиданно Тахир исчез, будто провалился. Я остановился, непроизвольно вцепившись пальцами в пучок жухлой травы, торчащей из щели в стене. – Давайте сюда, – сказал Тахир где-то совсем рядом. Оказывается, здесь тропинка обрывалась и начиналась снова, но уже ниже метра на полтора. – Прыгайте, – безмятежно посоветовал Тахир. Я видел площадку и понимал, что спрыгнуть на нее несложно, но рядом с площадкой зияла пустота до самого дна, до реки. – Знаешь, Тахир, – сказал я, стараясь говорить нормальным голосом, – пошли обратно. Я уже все видел. – Зачем назад? – удивился Тахир. – Конец рядом. Подошвы гулко ударили в камень, и я испытал неповторимое облегчение, что-то похожее на блаженство. …Долгое время я размышлял над загадкой Греческой лестницы. Для чего она сооружена? Может быть, это спортивный снаряд, инвентарь для воспитания в балкарских мальчишках необходимых качеств горца? Уже потом, в Нальчике, узнал – то, что лестница названа Греческой, чистейшее недоразумение; это часть древнего оборонительного сооружения, включавшего еще и крепость на самой вершине скалы»...К сожалению, журналиста проинформировали неверно. Местные жители назвали лестницу греческой потому, что здесь располагалась Кавказская епископия. Вела лестница к пещере, в которой хранились богослужебные книги,– трудности, с которыми сюда нужно было добираться, служили серьезным  препятствием для грабителей.О том, что собой представляло это удивительное сооружение, можно узнать из книги « Записки краеведа» , автор которых – Тимур Шаханов – был поистине удивительной личностью, кладезем знаний, многие из них, к огромному сожалению, ушли вместе с ним. Вот что он писал в « Дневнике археологической экспедиции музея и КБНИИ 1958 года»: « Лестница сооружена на отвесной скале. Сначала она круто поднимается вверх на 22 м, затем делает пять зигзагов общим протяжением 20 м, которые приводят к площадке, имеющей в длину около 3,5 м, а в ширину 1,5 м. На этой площадке сохранилась стена высотой до 2 м и длиной в 1,2 м. Толщина стены – 60 см. И зиг­заги, и стена сложены из камня на известковом раст­воре. От площадки вправо идет узенькая дорожка (30 см), которая местами заменяется лестницей. Дорожка приводит к горизонтальной террасе… С площадки на террасе видна небольшая пещера, а на конце террасы из скал вытекает тонкая струя воды, для сбора которой в камне высечены чашеобраз­ные ямы».Сегодня нам остается мысленно проделать весь этот нелегкий путь по лестнице, ведшей к сокровищам прошлого, от которых ныне не осталось даже следа…

Фото Жанны Шогеновой

viktorkotl.livejournal.com

Кабардино-Балкария. Эль-Тюбю « Орден Хранителей Смерти

Эль-тюбю — балкарское село, 337 жителей (2002), 296(2010). Верхнечегемское сельское поселение Чегемского района. Близлежащие города: Аргудан, Пятигорск, Владикавказ

Координаты: 43°16’3″N 43°9’3″E

Обзор Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю — это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного.

История Древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева. Башню Балкаруковых в Эль-Тюбю ещё называют Башней любви. Легенда рассказывает, что построил её Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников украденной им в Дагестане красавицы Кериме. Недалеко от селения вверх по скалистой стене уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы. Они поднимаются на высоту около 30 метров и ведут к небольшой площадке, огороженной стенами высотой до двух метров и толщиной около полуметра. Согласно легендам, путь можно было продолжить и дальше, по узкой тропке, ведущей в таинственную пещеру, где были спрятаны христианские реликвии — книги и утварь. Спрятанное пока никому не удалось найти. В древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны. Немного выше Греческих лестниц находятся древние балкарские мавзолеи, в которых хоронили местную знать в VIII–XVIII веках.

(с) по материалам сайта

Город Мертвых Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема — у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке». Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут. В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим. В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.). У подножья еще одного интересного природного объекта — вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю . Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения АланииКавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же — восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус». далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего. По дороге из села к «городку мертвых» можно увидеть оросительный канал — отведенное в сторону русло горного ручья. Этот канал был создан не одно столетие назад и, видимо, служил для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу.

Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем После полётов и обеда настал черёд «культурной программы» — отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в «Город мёртвых».

Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части. Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место.

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события. Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей, а другие четыре — восьмигранные с куполообразной, а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ, между склепами по земле расстелились плотным ковром

можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ, через ничем не прикрытое небольшое окно,и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.

Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память, но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать… Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом. Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о «Городе мёртвых» в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил… Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных… Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

(с) по материалам сайта

Подготовил: Чайка

ordenxc.org

Стеллажи всех видов

 

Греческая лестница эльтюбю


Греческая лестница. Чегемcкое ущелье

У селения Верхний Чегем расположена так называемая Греческая лестница, вырубленная в Средние века и вьющаяся по отвесной ска­ле на высоту чуть не в двести метров! Сколько приходилось слышать о ней, как мечталось взобраться к узкой террасе, где из скалы бьет струя воды, где имеется пещера, в которой, согласно легенде, визан­тийцы хранили добытое в горах золото.

Действительность несколько образумила: сегодня по лестнице, называемой балкарцами «Битикле», можно подняться всего на не­сколько ступенек - и то по стене, служащей ее основанием и сло­женной из мелких камней на известковом растворе. Длина этой сте­ны около 14 метров, а высота колеблется от одного до двух с поло­виной метров. Дальше ступени мало напоминают таковые, и подъем под силу лишь опытнейшему альпинисту, умеющему пользоваться веревкой и крюками. Тем более что время и непогода не пощадили столь необычное строение.

«Собственно Битикле, - писал в 1961 году исследователь Г. В. Пионтек, - представляет собой прилепившийся к отвесной скале на­клонный ход - пандус приблизительно метровой ширины, где еще местами сохранились ступени, переходящий в интересную систему каменных маршей частично с забежными ступенями. Марши соеди­няют остатки двух боевых башен. Нижняя, полукруглая в плане, имеет диаметр 280 см. От нее сохранилась нижняя часть каменной кладки в 14-16 слоев общей высотой около трех метров. От верхней дошли до нас только крупные камни основания и следы кладки.

Далее вверх ведет крутой марш с остатками каменного барьера- ограждения. От него берет начало горизонтальный ход, расположенный на узком (минимальная ширина 1 м.) уступе отвесной стены скалы. Сре­ди местных жителей бытует поверье, что там на естественном карнизе имеются могилы. Очевидно, за могилы принимаются, в силу внешнего сходства, сохранившиеся фрагменты сооружений, по мнению автора, оборонительных. Когда-то горизонтальный ход был благоустроен и сое­динял воедино всю систему, завершавшуюся глубокой пещерой.

Многочисленные повороты делали горизонтальный ход практиче­ски неприступным. К тому же, чтобы попасть на него, нужно было проникнуть через 2 башни, систему маршей и наклонный ход в на­чале Битикле.

Во время обследования и обмеров Битикле у его подножия ав­тором были обнаружены остатки еще двух крепостных сооружений. Одно из них, от которого сохранилось основание их камней среднего размера (до 120х80х60 см.), будучи полуокруглым в плане, примы­кало к началу наклонного хода и служило бастионом, прикрывавшим вход на Битикле. Другие камни циклопической кладки (размером до 350х230х70 см.) служили основанием прямоугольной в плане башни, еще более усиливавшей неприступность Битикле.

На самом верху скалы, в тылу у всего сооружения находится осно­вание еще одной башни (диаметр 540 см.), господствовавшей над всем ущельем. Она была связана с верхними боевыми башнями си­стемой наклонных ходов и лестниц, следы которых хорошо просле­живаются в остатках вырубленных ходов.

Вся система тщательно продумана, и даже если бы пало одно из укреплений внизу, взять лестницу было бы невозможно. В случае же блокады защитники могли продержаться длительное время. Име­ющиеся выходы водоносного слоя в избытке снабжали осажденных водой. Пещера, башни, природные навесы и широкие площадки (до 8 метров шириной) позволяли делать большие запасы провизии»[ Пионтек Г. В. Селение Эльтюбю как потенциальный музей балкарского народного зодчества на открытом воздухе // Ученые записки Института жи­вописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Сер. Архитектура. Л., 1961. Т. 1. Вып. 1. С. 102-110.].

…Местные жители назвали лестницу Греческой потому, что здесь располагалась Кавказская епископия. Вела лестница к пещере, в которой хранились богослужебные книги; трудности, с которыми сюда нужно было до­бираться, служили серьезным препятствием для грабителей.

О том, что собой представляло это удивительное сооружение, можно узнать из книги «Записки краеведа», автор которых - Тимур Шаханов.

Вот что он писал в «Дневнике археологической экспедиции му­зея и КБНИИ 1958 года»: «Лестница сооружена на отвесной скале. Сначала она круто поднимается вверх на 22 м, затем делает пять зигзагов общим протяжением 20 м, которые приводят к площадке, имеющей в длину около 3,5 м, а в ширину 1,5 м.

На этой площадке сохранилась стена высотой до 2 м и длиной в 1,2 м. Толщина стены - 60 см. И зигзаги, и стена сложены из камня на известковом растворе. От площадки вправо идет узенькая дорож­ка (30 см), которая местами заменяется лестницей. Дорожка приво­дит к горизонтальной террасе. С площадки на террасе видна неболь­шая пещера, а на конце террасы из скал вытекает тонкая струя воды, для сбора которой в камне высечены чашеобразные ямы».

Сегодня нам остается мысленно проделать весь этот нелегкий путь по лестнице, ведшей к сокровищам прошлого, от которых ныне не осталось даже следа.

Материал, подготовлен М.А. и В. Н. Котляровыми.

  


Смотрите также

Корзина
товаров: 0 на сумму 0.00 руб.

Стеллажи Тележки Шкафы Сейфы Разное

Просмотр галереи

 

Новости

Сделаем красиво и недорого

На протяжении нескольких лет работы в области складского хозяйства нашими специалистами было оснащено немало складов...

08.11.2018

Далее

 

С Новым годом!

Коллектив нашей компании поздравляет всех с Наступающим Новым 2012 годом!

02.12.2018

Далее

 

Работа с клиентом

Одним из приоритетов компании является сервис обслуживания клиентов. На примере мы расскажем...

01.11.2018

Далее

 

Все новости
  

 

© 2007-2019. Все права защищены
При использовании материалов, ссылка обязательна.
стеллажи от СТ-Интерьер (г.Москва) – изготовление металлических стеллажей.
Электронная почта: [email protected]
Карта сайта