Стеллажи, телефон (495) 642 02 91
Проектирование, продажа, монтаж лестниц и стеллажей. Стеллажи из различных материалов, простой конструкции и функционального дизайна, обеспечивающее безопасность хранения и удобство доступа.

anima.ucoz.ru

Иорданская лестница - это... Что такое Иорданская лестница?

Иорданская лестница

К.А. Ухтомский, 1866

расположение в зданиях Эрмитажа

Иорда́нская ле́стница — парадная лестница в северо-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Стеллажи всех видов

 

Иорданская лестница эрмитаж


Главная лестница

Главная лестница

Главная лестница Зимнего дворца. Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А.П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности».

Именно она призвана первой показать, что дворец – императорская резиденция, то есть не только  место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры.  

Сначала из величественной, но просто оформленной галереи посетитель видит широкий затененный марш, перспектива которого завершается нишей со скульптурой. Казалось бы, ничто не обещает неожиданности. Но достаточно подняться  по ступеням, как пространство становится светлым, распахивается вширь и ввысь, его убранство умножается в зеркалах и завершается мощной колоннадой и живописным плафоном, «раскрывающим» его в «небо».

Динамика света и тени, динамика форм, динамика объемов – всё это особенности архитектуры барокко, блестяще воплощенные в интерьере Главной лестницы Франческо Бартоломмео Растрелли.

Главная лестница – один из немногих интерьеров Зимнего, завершенный архитектором, и восстановленный впоследствии почти без отступлений от его стиля.

Казалось бы, кто из посетителей дворца не видел её? И всё же в её описании мы постоянно встречаемся с неточностями.

Например, в её названии. Чаще всего лестницу называют Иорданской и, казалось бы, вполне логично это обосновывают тем, что на праздник Крещения по ней спускались участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви, и направлялись к подъезду, выходившему на Неву, и далее к «иордани» -- проруби для водосвятия. В этих торжествах всегда принимали участие члены царской семьи. Указывают также, что название это появилось в XIX веке.

Действительно, Иорданскими назывались подъезд  и галерея, но вот название лестницы всегда оставалось, как и в XVIII столетии, Посольская или просто Главная. Лишь после революции, когда дворец стал музеем, в обиход экскурсоводов вошло название Иорданская, и прижилось, вытеснив исторический факт.

Другое утверждение – о том, что лестница занимает весь северо-восточный ризалит – нетрудно опровергнуть, просто посмотрев на план.

В XVIII веке лестница в барочных дворцах играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, и часто была их главным элементом. В Зимнем дворце лестница -- центральная составляющая, от которой расходятся две анфилады – Невская и Большая.

Начало её создания относится к 1756 году, когда в ноябре Растрелли получил императорский указ «каким манером разные украшения к лестнице сделать». Сохранилось несколько проектных чертежей Растрелли – они дают полное представление о её первоначальном оформлении и считаются лучшими в графическом наследии архитектора.

В 1758 году Алексеем Бельским была сделана модель лестницы.

Огромная, на всю высоту здания, она делилась на два яруса. Нижний служил основанием всей архитектурной композиции и не имел окон – стены покрывала сложная золоченая лепка.

Верхний ярус, с окнами, разделялся парными пилястрами, возле которых размещались аллегорические статуи. Лестничная площадка второго этажа переходила в галерею со сдвоенными колоннами. Они были деревянными, облицованными розовым искусственным мрамором.

Деревянными золочеными были и балясины галереи.

Возможно, поэтому у некоторых авторов можно прочесть, что первоначально лестница была деревянной. На самом деле она была мраморной, о чем упоминал сам Растрелли в описании Зимнего дворца: «внутри обширного трехэтажного сооружения имеется главный, большой двор и два меньших, один из которых находится у края дворца и служит для того, чтобы отделить служебные помещения от кухни. Число всех комнат превосходит 460, включая 4 большие приемные, соединяющиеся в том же этаже с большим залом. Кроме того, имеется парадная   лестница в два марша с перилами из белого итальянского мрамора, весьма великолепная по архитектуре и скульптуре, украшенная несколькими статуями…»

Впрочем, перила Растрелли поначалу предполагал выполнить из золоченой меди, также как и вазы на пьедесталах, и основания колонн.

Вход в залы Невской анфилады обрамлял портал с колоннами, со скульптурой и картушем на фронтоне. По его сторонам в нишах находились статуи Марса и Аполлона.

Заказ на плафон по выбору Растрелли был сделан венецианцу Франческо Фонтебассо, который вскоре приехал в Петербург.

Сохранились документы, по которым можно представить и объем работ, и то, кто их выполнял, какие материалы использовались, наконец, во сколько всё это обошлось.

Завершили лестницу к открытию дворца в 1761 г.

При Екатерине II и Александре I лестница использовалась не слишком часто. Покои императрицы, располагавшиеся в юго-восточной части дворца, естественным образом «притягивали» к себе основные коммуникации. Краткое царствование Павла внесло некоторые перемены в расположение жилых покоев. Вся южная часть дворца тогда перешла во владение Марии Федоровны и осталась за нею и после смерти императора. Именно благодаря вдовствующей императрице сохранялись традиции парадных выходов и других официальных торжеств.

Изменения в планировке и оформлении Зимнего дворца после пожара 1837 года сообщили Главной лестнице то значение, которое изначала предполагал Растрелли.  

Восстановление Главной лестницы после пожара было возложено на В.П. Стасова. Император Николай I приказал «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому», но при этом предписал «заменить верхние колонны мраморными или гранитными».

Архитектор предельно внимательно отнесся к сложной работе, сохранив грандиозность замысла Растрелли. Уже упоминавшийся А.П. Башуцкий, видевший лестницу и до пожара, уверял, что у Стасова убранство «не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка».

Для отделки лестницы были использованы лучшие материалы. Полы, ступени и балюстраду выполнили из белого каррарского мрамора. Стены покрыли искусственным мрамором, тоже белым.

Колонны на втором ярусе сначала хотели сделать из розового тивдийского мрамора, но на складе нашлись 8 колонн из сердобольского гранита, к которым добавили 2 новые. Серый полированный камень внес нужный цветовой акцент в общую бело-золотую гамму интерьера, сделав его выразительнее и подчеркнув его монументальность.  

Сгоревший плафон Фонтебассо Стасов решил заменить найденным в кладовых Эрмитажа плафоном «Олимп». Он тоже был создан в Венеции, в XVIII веке. Его автор, Гаспаро Дициани, один из основателей венецианской Академии искусств, одно время занимал пост её президента. Очевидно, поначалу плафон украшал потолок второй антикамеры, и был снят при переделке залов Дж. Кваренги. Плафон был довольно ветхим  и «состоял из трех штук с поврежденными краями». Тогда же его укрепили и переписали боковые фигура Вакха и Аполлона.

По размеру плафон оказался меньше предыдущего, потому пространство, оставшееся между ним и прежней рамой, художник А.И. Соловьев расписал по эскизам Стасова «сходно прежнему стилю, в каком была лестница».

Скульптуры для украшения ниш были взяты из Летнего сада и Таврического дворца. В Россию их привезли из Италии еще в петровское время и к началу XIX века некоторые из них нуждались в реставрации. Ею руководил известный скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Статуи из Летнего сада были поставлены в нишах по сторонам первого марша («Аполлон» и «Диана» -- теперь на их месте «Венера» и «Меркурий») и по сторонам двери в Аванзал («Могущество» и «Справедливость»).

Из Таврического дворца привезли великолепную статую «Власть», которая украсила центральную нишу на первой площадке лестницы. Неизвестно когда за ней закрепилось имя «Владычицы», став своеобразной аллюзией на правление Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Статуи на консолях вдоль стен исполнены из алебастра. Это преимущественно работы русских скульпторов, выпускников Академии художеств. Их образы призваны в аллегорической форме раскрыть идею процветающего могущественного государства.

На северной стене находится фигура «Справедливости» работы И.И. Леппе и «Меркурий» А.М. Мануйлова.

На восточной – «Величие» в образе Афины и «Изобилие», исполненные Н.А. Устиновым, «Мудрость» (со змеями на жезле) А.И. Теребенёва, и «Верность» (с орлом у ног) И.И. Леппе.

На южной стене первоначально были помещены «Правосудие» А.И. Теребенёва и «Венера» А.М. Мануйлова, но по велению императора статую Венеры заменили «Музой Эрато» И. Германа, первоначально задуманной для Концертного зала. 

Имеется скульптура и на фронтонах над дверями: те, что ведут в Аванзал, украшают «Мир» и «Изобилие» Теребенёва, а те, что в Фельдмаршальский – «Слава» и «Мудрость» Устинова и Мануйлова.

Мануйловым и Теребенёвым выполнены также фигуры сидящих над окнами путти.

Все алебастровые фигуры решены в спокойной, классической манере, но, несмотря на это, прекрасно включаются в барочную отделку лестницы.

Эффектная и нарядная, Главная лестница кажется неподвластной времени. Трудно представить, как она пострадала во время Великой Отечественной войны. Особенно сильно был испорчен плафон, который от сырости покрылся туманной пеленой. Роспись вокруг его золоченой рамы осыпалась при малейшем сотрясении. (О реставрации плафона мы писали в начале наших публикаций – 28 ноября 2014 года). 

Сразу по окончании войны на лестнице поставили леса, и к весне 1948 года она была восстановлена. Реставрировали не только плафон и росписи свода: мраморщики привели в порядок ступени и перила, позолотчики заново покрыли лепку листочками червонного золота.

Впоследствии убранство лестницы реставрировали еще дважды, -- последний раз в 2010 году.

текст: Татьяна Владимировна Сонина

верстка: Павел Владимирович Дейнека

hermitageyouth.wixsite.com

Иорданская лестница Зимнего дворца

http://www.hermitagemuseum.org

Так же, как Иорданская галерея Зимнего дворца, эта лестница в XVIII веке носила более торжественное название – Посольская. Как явствует из названия, именно по этой лестнице поднимались императорские гости и иностранные делегации, послы разных стран начинали по ней путь к различным парадным залам для аудиенций с российскими царями.

В XIX веке название лестницы было изменено – она стала называться «Иорданской». По ней спускались участники крестного хода на праздник Крещения к скованной льдом Неве с прорубью для водосвятия – «иорданью». В этих торжественных «походах на иордань», начинавшихся от Большой церкви, традиционно принимали участие члены царской семьи.

В 1837 году страшный пожар, уничтоживший внутреннее убранство Зимнего дворца практически целиком, не пощадил и Иорданскую лестницу. На протяжении полутора лет после этого бедствия архитектор Владимир Стасов «по горячим следам» полностью восстановил ее интерьер, сохранив изначальный замысел и художественный принцип Франческо Растрелли. Сегодня лестница предстает перед нами практически в первозданном своем виде – в стиле «русского барокко». Она украшена белым мрамором и декорирована скульптурными композициями. Восстановлена была и растреллиевская позолота.

«Ступени истории» – так несколько метафорично называют Иорданскую лестницу некоторые искусствоведы. Будучи кратчайшим путем в покои императрицы, она помнит и осторожную поступь Екатерининских фаворитов, и крестные ходы к святой воде, а во время «Зимних балов» на ее площадках накрывались столы, за которыми ужинали высокие гости. Тяжелые шаги революционных матросов, немецкие снаряды во время Великой Отечественной войны… Их тоже помнят эти ступени. 

Посольская лестница по-прежнему является главной парадной лестницей дворца, и сегодня по ней поднимаются посетители Эрмитажа.  Которые, к слову сказать, тоже способны наносить урон. В 80-х годах прошлого века на перилах появилось несколько надписей образца «здесь был Вася», в результате чего в 2011 году была проведена очередная реставрация. 

peterburg.center

"Наш Эрмитаж"

В Эрмитаже можно полюбоваться различными предметами дворцовой обстановки. Этот зал посвящен памяти Петра I, поэтому называется «Петровский». Главное место в этом зале занимает трон - второе название зала «Малый тронный».

Трон - это монументальное кресло с высокой спинкой. Серебряный царский трон, выполненный лондонским мастером XYIII века Н. Клаузеном. На самом деле царский трон сделан из дерева, но сверху его резные спинка, ножки и подлокотники покрыты позолоченным серебром. Сиденье и спинка трона обиты алым бархатом, на котором золотом вышито изображение двуглавого орла. Вся поверхность покрыта сплошным чеканным орнаментом, составленным из акантовых листьев, завитков, розеток, сетчатого узора. Локотники заканчиваются орлиными головами, а передние ножки - орлиными лапами. Рядом с троном стоит скамеечка для ног, также обитая алым бархатом и в обрамлении из серебра.

Трон располагается на возвышении, точно под звездным полукуполом. К нему ведут три бархатные ступеньки. Над троном в высоте сияет своими раздвоенными полушариями корона императоров. Чуть ниже над картиной снова видим двуглавого орла. Орел - самая главная птица, сильная, гордая. Над головой у орла - корона, в лапах - шар и скипетр - символы царской власти. Двуглавый орел - главный символ государственного герба Российской Империи.

Вот как описывался герб: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и Победоносец Георгий…»

Скрещенные латинские вензеля Петра (две заглавные латинские буквы «Р» - «Petrus Primus» - Петр Первый), двуглавые орлы и короны включены в отделку всего зала. Стены покрыты малиновым бархатом, ему больше 100 лет, заказан был во Франции. По бархату мастерами - золотошвеями были вышиты серебряными нитями двуглавые орлы. В ритмичном чередовании располагается тысяча орлов.

Двуглавые орлы включены в мотивы лепного орнамента капителей колонн и пилястр, в роспись потолка. Сколько орлов летает над головой: сначала они большого размера, потом размер уменьшается, орлы все меньше и меньше, а потолок кажется все выше и выше.

А какой красивый пол - наборный паркет из цветного дерева выглядит как настоящий ковер. Сначала архитектор придумывает узоры, а потом паркетчики выстилают, используя множество разных пород деревьев: кору дуба, липы, каштана, ореха…  Серебряные торшеры и бра были установлены после пожара 1837 г.

В украшении зала использованы гирлянды из лавровых листьев.

Из различных лавровых деревьев древнее и устойчивое символическое значение имеет лавр с маленькими листьями (среди которых обнаруживаются коричное дерево и авокадо) - Laurus nobilis, - из которого делалась корона победителю.

Со времен греко-римской древности лавр, его ветви, лавровые венки и гирлянды - символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В особо торжественных случаях лаврами венчался весь народ. Слово лауреат произошло от обычая украшать лаврами головы людей, преуспевших в науках или искусстве.

Поскольку лавровые листья никогда не увядают, оставаясь зелеными, лавр стал символом вечности, обновления жизни и бессмертия. Это значение более характерно для лаврового венка или гирлянды.

Петровский (Малый тронный) зал отличался торжественной пышностью.

Два батальных полотна: «Битва при Полтаве» и «Сражение под Лесной», картина «Петр с Миневрой» (Д. Амикони) прославляли Петра - создателя могущественной империи.

В верхней части стен зала помещены батальные полотна - «Битва при Лесной» и «Полтавская битва», - представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (художники П. Скотти и Б. Медичи).

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА. Весной 1709 во время Северной войны шведский король Карл XII осадил город Полтаву, который защищал небольшой гарнизон. К лету Петр стянул к Полтаве до 50 тысяч войска, против 28 тысяч шведов. 27 июня Карл XII атаковал русских, но через 7 часов жаркого боя шведы были обращены в бегство; шведская армия была уничтожена. Эта победа очень возвысила Россию; Швеция обратилась во второстепенную державу.

Кто такой Петр I? - российский царь, первый российский император, основатель нашего города Санкт-Петербурга. - Сколько лет нашему городу? У каждого из нас есть дата рождения? Кто знает дату основания Санкт-Петербурга? - 27 мая 1703 года. 27 мая 2003 года петербуржцы праздновали 300-летие города на Неве.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.

Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли.

Архитектура

Именно здесь талант великого Растрелли раскрывается во всей силе и выразительности. За величественными арочными пролётами галереи первого этажа и первым, затенённым, лестничным маршем внезапно раскрывается огромное, сияющее светом пространство лестницы. Расположенный почти на двадцатиметровой высоте живописный плафон с изображением парящих в небе древнегреческих богов усиливает барочный эффект иллюзорно разрывая плоскости потолка, а льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, скользит по золочёным лепным орнаментам, белым мраморным статуям богов и муз.

Примечания

Литература

  • Эрмитаж / Под общей ред.. — М.: Иван Фёдоров, 2006.

Ссылки

  • Описание Иорданской лестницы на сайте Эрмитажа

dic.academic.ru


Смотрите также

Корзина
товаров: 0 на сумму 0.00 руб.

Стеллажи Тележки Шкафы Сейфы Разное

Просмотр галереи

 

Новости

Сделаем красиво и недорого

На протяжении нескольких лет работы в области складского хозяйства нашими специалистами было оснащено немало складов...

08.11.2018

Далее

 

С Новым годом!

Коллектив нашей компании поздравляет всех с Наступающим Новым 2012 годом!

02.12.2018

Далее

 

Работа с клиентом

Одним из приоритетов компании является сервис обслуживания клиентов. На примере мы расскажем...

01.11.2018

Далее

 

Все новости
  

 

© 2007-2019. Все права защищены
При использовании материалов, ссылка обязательна.
стеллажи от СТ-Интерьер (г.Москва) – изготовление металлических стеллажей.
Электронная почта: [email protected]
Карта сайта